Пошли письмо Зубкову

Пошли письмо Зубкову

Заботимся о воздухе. Все, кому надоел смог и автомобилизация городов - поддержите инициативу "Экологической вахты Сахалина" - напишите в Правительство РФ о необходимости нормирования выбросов бенз(а)пирена и формальдегида от автостоянок.

Автомобилизация в Южно-Сахалинске привела к тому, что постоянное среднее фоновое загрязнение бенз(а)пиреном превышает ПДК в 7 раз! А ведь это вредное вещество самого высокого, 1-го класса опасности. При этом в городе нет вообще никакого серьезного промышленного производства - все загрязнение практически только от машин и систем отопления. Ситуация типична для России.

Борясь со строительством автостоянки на месте ледового катка, "Экологическая вахта Сахалина" обнаружила: для стоянок не нормируются и не учитываются уровни загрязнения бенз(а)пиреном и формальдегидом.

"Мы обратились в Правительство РФ. Очень просим отправить такие же (или подобные) обращения Зубкову и от ваших организаций. Положительный эффект в случае внесения изменений в правовую базу, о которых мы просим, будет существенным для всех без исключения городов России!" - пишет Дмитрий Лисицын, "Экологическая вахта Сахалина" sakhalinwatch@yandex.ru.

Председателю Правительства

Российской Федерации,

Зубкову В.А.

(Москва, Краснопресненская наб., д.2)

Уважаемый Виктор Алексеевич!

Обращаем Ваше внимание на недостатки нормативно-правовой базы Российской Федерации по обеспечению расчета нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферный воздух для предприятий автомобильного транспорта по бенз(а)пирену и формальдегиду, в результате чего бюджеты всех уровней недополучают плату за негативное воздействие на окружающую среду, а воздух российских городов подвергается сверхнормативному загрязнению.

Согласно "Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом)", применяемой также для стоянок автотранспортных средств, расчет выбросов загрязняющих веществ для бензиновых и дизельных двигателей автомобилей "выполняется для шести загрязняющих веществ: оксид углерода – СО, углеводородов – СН, оксидов азота – NОх, в пересчете на диоксид азота NO2, твердых частиц – С, соединений серы, в пересчете на диоксид серы SO2 и соединений свинца – Pb".

В соответствии с п.1 Приложения 1 к "Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов [в т.ч. от автостоянок] загрязняющих веществ в атмосферный воздух"[2] рекомендуется классифицировать углеводороды, поступающие в атмосферу от автотранспорта, работающего на дизтопливе – по керосину; на бензине – по бензину. Дело в том, что на момент разработки пособия отсутствовали экспериментально обоснованные удельные показатели выделения индивидуальных компонентов углеводородов при сжигании топлива автотранспортом.

Т.о., при разработке проектов нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу для стоянок автотранспорта в расчеты включаются только 6 веществ – оксид углерода, пары бензина или керосина, оксид азота, сажа, диоксид серы и соединения свинца. По ним и поступает плата за негативное воздействие в бюджеты.

Но с 1999 года в РФ применяется "Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов"[3], которая предназначена только для расчета загрязнения воздуха автотранспортом, движущимся по улицам населенных пунктов. Согласно п. 1.5 этой Методики, расчеты выбросов выполняются для 8 веществ, поступающих в атмосферу с отработавшими газами автомобилей: оксид углерода, оксиды азота, углеводороды, сажа, диоксид серы, соединения свинца, формальдегид и бенз(а)пирен.

В выбросах автотранспорта, независимо от того, движется ли он по городу или прогревается на стоянках, присутствуют формальдегид и бенз(а)пирен и при сводных расчетах загрязнения атмосферы городов автотранспортными потоками они учитываются. Но для стоянок автотранспорта эти наиболее опасные вещества – бенз(а)пирен (1 класс опасности) и формальдегид (2 класс опасности), не нормируются.

Вместе с тем, плата за выброс бенз(а)пирена и формальдегида во много раз выше, чем за бензин и керосин, стандартно используемых как показатель выброса для всех углеводородов с автотранспортных предприятий. К примеру, плата за выброс в атмосферу 1 тонны бензина составляет 1,3 рубля, а керосина – 2,5 рубля, в то время как плата за выбросы бенз(а)пирена составляет 2 049 801 (два миллиона сорок девять тысяч восемьсот один) рубль за тонну, а формальдегида – 683 руб. за тонну[4]. В результате бюджеты всех уровней теряют значительные средства, которые могли бы поступать в качестве платы за загрязнение, а у владельцев автостоянок и предприятий автомобильного транспорта (АТП) отсутствуют экономические стимулы для снижения загрязнения атмосферного воздуха автомобильными выхлопами.

Отметим, что максимальный объем выбросов в атмосферу производится именно при прогреве двигателей на автостоянках, особенно в зимнее время.

Мы считаем, что упоминающиеся выше "Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для автотранспортных предприятий (расчетным методом)" и "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" в части нормирования выбросов без учета бенз(а)пирена и формальдегида противоречат принципам и нормам природоохранного законодательства РФ.

Согласно ФЗ "Об охране окружающей среды" основными принципами охраны окружающей среды являются в т.ч. платность природопользования, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду (ст. 3). Ст. 19 закона указывает, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается в т.ч. на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, обязательности государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, научной обоснованности, системности и комплексности подхода к охране атмосферного воздуха (ст. 3). В соответствии со ст. 16 закона при размещении и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха и должен учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества.

Поскольку "Методика проведения инвентаризации …" и "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов…" не нормируют бенз(а)пирен и формальдегид при разработке проектов нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух от автомобильных стоянок, то нарушаются:

- - принцип платности природопользования, принцип презумпции экологической опасности хозяйственной деятельности и требования непревышения нормативов качества и учета фонового уровня загрязнения,
-
- - принципы допустимости воздействия хозяйственной деятельности и охраны жизни и здоровья человека, т.к. невозможно определить допустимость воздействия автостоянки на атмосферный воздух, если не нормировать в выбросах такие вещества высокого класса опасности как бенз(а)пирен и формальдегид.

Просим Вас дать поручение соответствующему ведомству внести изменения в существующие методические документы или утвердить новую методику разработки нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух для автомобильных стоянок по бенз(а)пирену и формальдегиду. До внесения изменений в существующие методики или до разработки и утверждения новой методики просим Вас издать Постановление Правительства РФ, в котором установить, что нормативы ПДВ по бенз(а)пирену и формальдегиду для автостоянок утверждаются соответствующими государственными органами на основании предложений природопользователей.

Обращаем Ваше внимание, что аналогичный подход был принят Правительством РФ в Постановлении от 23 июля 2007г. № 469, согласно которому до утверждения методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты такие нормативы утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений водопользователей.

Изложенный недостаток законодательства в области нормирования вредных веществ в выбросах автотранспорта крайне негативно сказывается на состоянии атмосферного воздуха в городах России, где автомобилизация привела к высокому уровню загрязнения бенз(а)пиреном и формальдегидом.

[1] утв. Министерством транспорта РФ 28.10.1998г.

[2] введено в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333

[3] утв. Приказом Госкомэкологии России от 16.02.1999 № 66

[4] Постановление Правительства от 12.06.2003 № 344

(Подпись, организация)

Поделиться:

1 Comment

Идея хорошая, но, думаете, они не знают, что такая ситуация сложилась? Тем более, что она САМА НЕ СЛОЖИЛАСЬ. Этому способствовало много факторов, и, возможно, власти сами способствовали этому бедственному положению. Что делать - я не могу на данный момент предложить, только пока одно - учиться. http://koba.ru/ и http://www.vodaspb.ru/ Там есть материал, который поможет разобраться, почему мы сейчас находимся в такой ситуации, и как выбираться.