Дорога против жизни

18 декабря 2006 г. в здании администрации Приморского района
Санкт-Петербурга состоялись общественные слушания по проекту северного
участка Западного Скоростного Диаметра (ЗСД) – платной скоростной
магистрали.

Обсуждалась 3-я очередь ЗСД, от Богатырского проспекта до Кольцевой
автодороги (КАД). Протяженность этого участка составляет по проекту 9350
м. Это, по-видимому, наиболее социально конфликтный участок ЗСД,
поскольку он проходит в значительной части по сложившейся зоне плотной
застройки.

Для присутствующих на слушаниях осталось непонятным, каким образом ЗСД
поможет решить транспортные проблемы Петербурга. На протяжении более чем
9 км трассы ЗСД по Приморскому району с нее спроектирован только 1 съезд
на пересечении с Богатырским проспектом. Причем проект не предполагает
какого-либо пункта сбора платы за проезд. Это, скорее всего, означает,
что проект оставил «за скобками» огромную площадь, занимаемую таким
пунктом. В проекте не рассматриваются возможные пробки на этом пункте, и
загрязнение окружающей среды от них.

Проектировщики уверяли, что «ЗСД решит транспортные проблемы Петербурга
почти на 100 %». Этого никто даже не стал обсуждать, поскольку, при
пятикратном дефиците площадей проезжей части в городе и наличии в нем
1,5 млн автомобилей, дорога, которая возьмет на себя 140 тыс. поездок, –
не панацея.

Проектом предусматривается прохождение магистрали не по насыпи, а по
вертикальным подпорным стенкам, потому что «земля дорогая» и «места
нет». Расстояние от магистрали до ближайших домов составит от 60 до 150
м. Для уменьшения уровня шума от ЗСД будут применяться шумозащитные
экраны, и шумозащитное остекление окон жилых домов, выходящих на ЗСД.
После этих мер расчетный уровень шума от ЗСД должен составить у домов 65
дБ. При этом не учитывается, что вдоль ЗСД расположено много детских
учреждений – школ, детских садов и яслей, в которых дети хотя бы иногда
должны гулять. Не получили присутствующие и ответа на вопрос, а как же
проветривать жилые помещения? – Остекление ведь в этом случае не работает.

На вопрос о том, а как же шум на самой магистрали будет действовать на
перемещающихся по ней людей, был дан ответ, что к ним применяются нормы
как к операторам дорожно-транспортных средств, и они должны терпеть.
Кто-то в зале жалко пискнул: А как же пассажиры?

Расчет загрязнения воздуха делался из предположения, что все автомобили
на магистрали имеют выхлоп не хуже ЕВРО 3. Проектировщики не смогли
объяснить, каким образом такое предположение соотносится с реальной
ситуацией, когда большинство (более 50 %) автомобилей в Петербурге имеет
возраст более 10 лет и не соответствует даже ЕВРО 2.

Проектировщики не смогли непротиворечиво ответить на вопрос, сколько автомобилей будет проходить по ЗСД в день. Расчеты шума сделаны из предположения 60 тыс. автомобилей в сутки. Однако в представленной на слушаниях проектной документации и в выступлениях докладчиков фигурировали цифры от 131 до 142 тыс. автомобилей в сутки. В то же время в информации для инвесторов на английском языке (http://www.whsd.ru, Enlish -> Preliminary Information Memorandum, стр. 14) фигурирует цифра 558,5 тыс. автомобилей в сутки. Кого же тут обманывают – экспертов, которых заставили считать из расчета 60 тыс., или жителей, которых уверяли в экологической безопасности проекта, или инвесторов? Скорее всего, обманывают всех. Скорее всего, реальные цифры – 140 тыс. автомобилей в сутки. Это делает непригодными экспертные оценки по шуму и загрязнениям воздуха. С другой стороны, это существенно снижает инвестиционную привлекательность проекта.

Западный Скоростной Диаметр пройдет в непосредственной близости (на
расстоянии 120 м) от формальной границы комплексного заказника
международного значения «Юнтоловский». Это единственное в мире
охраняемое водно-болотное угодье, расположенное в столь крупном городе.
С момента создания заказника до настоящего времени его границы
загадочным образом сужались, а буферная зона так и не была утверждена.
Трасса ЗСД проходит по первоначальной территории заказника, являющейся
теперь его фактической буферной зоной. 95 независимых экспертов из 15
научных институтов Санкт-Петербурга уже высказали мнение, что ЗСД в
предлагаемом виде нанесет непоправимый ущерб заказнику «Юнтоловский».

Среди выступлений, прозвучавших на слушаниях, было предложение провести
ЗСД не на подпорных стенках и по насыпи, а на сваях, чтобы не нарушить
гидрологический режим Лахтинской низменности. Также было предложено
оформить шумозащитные экраны в виде трубы, чтобы полностью закрыть ЗСД,
и производить очистку воздуха. При этом резко снизится как уровень шума,
так и загрязненность воздуха.

Одним из драматических моментов слушаний стала попытка ведущего удалить
из зала с помощью милиции одного из руководителей группы жителей «Спасем
Юнтолово» Татьяну Скроденис, которая «задавала слишком много вопросов».
Находившиеся поблизости другие участники слушаний встали живым щитом и
не дали состояться этой провокации.

Присутствующие на общественных слушаниях граждане потребовали внести в
протокол обсуждений следующее предложение:

Документация, представленная на обсуждение, не полна. Оценка воздействия
на окружающую среду проведена на основании недостоверных данных. Проект
должен быть переработан и повторно представлен на публичные обсуждения и
Государственную экологическую экспертизу.

СПРАВКА

Западный скоростной Диаметр (ЗСД) – один из главных инфраструктурных
проектов развития Санкт-Петербурга. Это платная скоростная магистраль с
расчетной скоростью движения 120 км/ч, 8-полосная в основной части
Петербурга, 6-полосная на периферии, и 4-полосная на севере, за
Кольцевой автодорогой (КАД). Строительство южного участка ЗСД
планируется завершить в 2008 г., северного – в 2009 г., и самого
сложного центрального участка - в 2011 г. Общая протяженность магистрали
составит 46,6 км.

Идея проведения такой трассы впервые вошла в Генеральный план развития
Ленинграда 1966 г. Перестройка остановила осуществление этого проекта. К
нему начали возвращаться в конце 1990-х годов. Планы проведения трассы
по центральной и южной частям города были пересмотрены. Например, теперь
ЗСД не будет пересекать Васильевский остров по 24-25 линиям, а пройдет
по его западному берегу, по теперешней акватории Финского залива.
Правда, в 2005 г. правительство России передало 5 кв. км акватории
залива к западу от Васильевского острова Петербургу, и теперь здесь
производится намыв территории. Так что ЗСД пройдет все-таки поперек
Васильевского острова, между старой и новой его частями.

Более подробная информация:
Федоров Александр Владимирович
сeispb@gmail.com

Поделиться:

1 Comment

Их бы что ли в Париж на экскурскию свозить...

Показать, как проблемы решать надо