Как Швеция снизила смертность на дорогах

В прошлом году на шведских дорогах погибло всего 274 человека, и это рекордно низкий показатель, пишет The Economist. Хотя количество машин на дорогах и пробеги автомобилей удвоились с 1970 года, количество погибших сократилось на 80%. В относительных числах смертность составляет только 3 на 100 000 населения. Для сравнения, в среднем по ЕС это 5.5, 11.4 в Америке и 18.6 в России.

Как скандинавам удалось этого добиться? В 1997 парламент принял план "Vision Zero" ("Устремление к нулю"), поставив целью исключить смертность и травмы на дорогах. "Мы просто не принимаем как должное любые аварии со смертельным исходом или ранеными", говорит Ханс Берг из национального транспортного агентства. Шведы верят - и уже доказывают - что они могут полагаться на передвижения и безопасность без ущерба друг другу.

Планирование играет важнейшую роль в уменьшении числа аварий. Дороги в Швеции строятся с приоритетом в сторону безопасности в ущерб скорости или комфорту. Низкие лимиты скорости в городах, пешеходные зоны и физические барьеры, отделяющие машины от велосипедов и встречного трафика. 1500 км дорог по системе "2+1", где средняя полоса используется для обгона, спасли 145 жизней за первую декаду работы плана "Vision Zero". А 12 600 безопасных переходов, включая пешеходные мостики, "лежачие полицейские" и освещенные "зебры", наполовину уменьшили количество погибших пешеходов за последние пять лет. Жесткие законы тоже помогли: теперь менее 0.25% водителей диагностированы пьяными за рулем. Как следствие всего этого, смертность среди детей младше семи лет и вовсе сошла на нет - в 2012 году лишь один ребенок погиб, по сравнению с пятидесятью восемью в 1970-м.

Добьются ли шведы заветной "нулевой" цели? Ответственные лица уверены, что да. Уменьшив вдвое количество погибших с 2000 года, они твердо идут по выбранному пути. Следующий шаг: еще более снизить уровень человеческих ошибок. Например, через встраиваемые в машины анализаторы алкоголя в дыхании. Быстрая реализация новых системы безопасности, таких, как сигнализация о превышении скорости или непристегнутых ремнях, тоже внесет свой вклад. А когда-то настанет и время самоуправляемых автомобилей. Это не так далеко, как кажется. Уже в 2017 году "Вольво" совместно с министерством транспорта запускает пилотный проект в Гётеборге по движению машин без водителей. Скоро может оказаться, что без человека за рулем машины станут вполне безопасным способом передвижения.

Рубрики: 

Поделиться: