Автобусы на биогазе и биотопливе

В Москве уже некоторое время идёт эксперимент по переводу части муниципального автобусного парка на «биогаз» (он же метан). Это намного более чистая топливная альтернатива бензину. К тому же сам по себе метан — сильнейший парниковый газ, вызывающий глобальное изменение климата, а вот при сжигании он выделяет двуокись углерода (углекислый газ), который производит меньший парниковый эффект по сравнению с самим метаном, и даёт гораздо меньше выбросов на единицу получаемой энергии, чем уголь или любые производные нефти. «Биогазом» его называют потому, что метан можно улавливать на мусорных свалках или животноводческих фермах. Препятствуя его выбросу в атмосферу и сжигая его для производства тепла и энергии мы тем самым боремся с изменением климата. И именно поэтому биогаз часто называют наиболее перспективным промежуточным этапом на пути экологизации автотранспорта (от бензина к биогазу, затем к этанолу — «биотопливу» — в гибридных двигателях, а потом и к топливным элементам на водороде).

В Москве новые автобусы можно увидеть в основном на севере столице: например в районе Речного вокзала. От обычных они отличаются наличием «коробки» на крыше, где хранятся баллоны с метаном, а ещё — гордой надписью, оповещающей об особой экологичности этого вида топлива. Если эксперимент будет признан успешным (на что мы очень надеемся), то в перспективе на биогаз будут переведены все муниципальные автобусы Москвы. Это поможет несколько снизить зашкаливающий все мыслимые пределы уровень загрязнения воздуха в столице и послужит делу борьбы с катастрофическими климатическими изменениями.

Проезжая месяц назад по Швеции я заметил, что во многих городах автобусы тоже работают на биогазе. В городе, где я живу и учусь сейчас — Лунде, дела обстоят так же, хотя «региональные» (или междугородние) автобусы по-прежнему работают на бензине. Недавно я встретился с представителем государственной транспортной компании самой южной провинции Швеции — Скании — и подробно распросил его об их работе — ведь автобусы, наряду с велосипедами, являются здесь наиболее популярным видом транспорта. В ходе нашей беседе выяснился ряд интересных подробностей. Так, например, оказалось, что всего несколько лет назад часть городских автобусов работала на этаноле (жидком топливе, получаемом из биомассы; здесь в Скании это обычно побочные продукты сельского хозяйства и деревообрабатывающей промышленности, хотя в перспективе ряд фермеров может перейти на выращивание культур исключительно для перегонки урожая на этанол). Казалось бы, замечательная экологическая инициатива! Но когда в конце прошлого года Швеция на правительственном уровне объявила о планах покончить с пагубной зависимостью своей экономики от нефти и её производных до 2020 года, а население дружно поддержало это самым большим в Европе и мире спросом на «биоавтомобили» (то есть работающие на «биотопливе» — этаноле), цена на этанол резко подскочила, и его использование в городском общественном транспорте стало нерентабельным. Поэтому по мере того как по улицам Лунда стало бегать всё большее число «биоавто», городские автобусы переводились с «биотоплива» на «биогаз», и сейчас ни одного этанолового (равно и как бензинового, впрочем) автобуса на городских маршрутах не осталось. Вот таким интересным образом экологизация частного автотранспорта тормозит экологизацию транспорта общественного! Будем надеяться, что в скором будущем всё больше сельскохозяйственных и деревообрабатывающих предприятий действительно начнут заниматься производством этанола, и цены снизятся до уровня, приемлимого и для простых шведов (а то вот даже и премьер-министр страны, и один из спикеров Зелёной партии до сих пор колесят на «бензиновых монстрах», за что подвергаются постоянным нападкам со стороны прессы), и для транспортных компаний.

Поделиться: