Автомобильный тупик России и мира

Очень хорошая популярная лекция географа Бориса Родомана.

Автомобилизация – боковая, возможно даже тупиковая ветвь технического прогресса. ...автомобилизация во многих своих аспектах – тупик эволюции и явный регресс, а может быть, это эволюционная петля, неудачный эксперимент, возвращающий нас в одну из пройденных точек. Мне такой точкой кажется начало массовой электрификации железных дорог, широкое распространение метрополитена.

Автодороги подвержены «кровоизлияниям». Автомобили выходят на тротуары и обочины, за пределы твердого покрытия, внедорожники и вездеходы портят грунтовые дороги, уничтожают почву и растительный покров. Природный ландшафт становится доступным людям, которые к контакту с ним этически не подготовлены. Всё чаще к автомобильному движению применяются медицинские термины: тромб, коллапс, паралич.

Разнообразные усовершенствования автотранспорта возвращают нас к тому, что уже было, но достигалось простыми механическими способами. Таковы перспективы автоматизации вождения. Если автомобиль превратится в разумного робота, а его водитель в пассивного пассажира, то хитроумная электроника достигнет того, что в начале ХIХ в. осуществлялось при помощи двух полос чугуна.
Ограничение движения автомобилей, внешнее регулирование их скорости, их группировка в автоколонны и караваны, специализация полос движения, автоматизация вождения… После всех этих мер остается последний шаг – ликвидировать расточительную и опасную дистанцию между машинами, сцепить их в поезда, а сплошное дорожное покрытие заменить путевыми балками.
Усовершенствование автомобильного движения превращает его в подобие железной дороги. Коль скоро мы это поняли, нам надо заблаговременно готовиться к возвращению на рельсы, не дожидаясь паралича на асфальте.

Автомобиль не сблизил традиционную деревню с городом, не поднял ее, а окончательно разрушил. Автомобилизация в России – главная причина бездорожья и упадка сельской местности.

Автомобиль – важнейшее средство социальной изоляции и сегрегации, средство защиты индивида от общества, передвижная квартира, движущееся приватное пространство. Автомобилисту, видите ли, западло соприкасаться с толпой, это «человек-ящик», «человек в футляре», быстроходная улитка или черепаха, передвигающаяся вместе со своим домиком.

Автомобилем в России формируется новый физический тип человека – пивное брюхо, затылок, сливающийся со спиной, характерные позы при ходьбе и сидении, и т.д. Если эти признаки закрепятся и станут наследственными, то в эволюционной перспективе наступит, возможно, отмирание шеи, атрофия ног (за ненадобностью).

Приобретение дорогого автомобиля равносильно покупке охотничьей лицензии. Это по сути дела начало охоты на людей. Езда по городу – сплошное сафари.

Что касается городского транспорта, то мой приоритет прост: на первом месте метро, на втором трамвай (скоростной и обыкновенный), на третьем и четвёртом – троллейбус и автобус, на последнем – легковой автомобиль.

Велосипеды для решения транспортных проблем в нашей стране мало подходят.

Поделиться:

1 Comment

При существующих средствах коммуникации (телефон, интернет и прочее), казалось бы, людские перевозки должны были бы сокращаться, но мы видим обратный процесс. И за колбасой уже не надо ездить - она около дома продается... Это говорит о том, что наше общество очень плохо разбирается в планировании своего времени, бизнес плохо разбирается в логистике, чиновники не получают удовлетворение от решения поставленных перед ними задач. Вы замечаете, что о транспортной проблеме не говорит только ленивый, но меры не только не принимаются, но они и не оглашаются. По всей вероятности, транспортная проблема выгодна тем, кто нами управляет.
Как можно говорить о снижении цен, когда транспортная составляющая в себестоимости продукции постоянно растет - конкурентноспособность товаров падает. Значит, должна падать прибыль предпринимателей. По "рыночным" законам предприниматели должны были бы уже давно возмутиться, но молчат же!
Правители (чиновники) уже давно просто НЕ МОГУТ управиться с транспортной проблемой, потому что не обладают ни знаниями (дипломы куплены) ни желанием (нет совести) решать транспортные проблемы. Поэтому бесполезно взывать к ним и что-то советовать. Они-то ведь ЭЛИТА! Они-то знают, как лучше!
А решить ее - несколько грамотных законов, и несколько грамотных передач по ТВ для того, чтобы эти законы объяснить. Месяцы и годы не нужны. Нужно желание.